Введение
С первым криком входит ребёнок в этот мир. Ему так тяжело, что не выдерживают кровеносные сосуды. Он так старается, что, независимо от своего положения в утробе, всё равно вырывается на волю – к солнцу, к голубому небу, к первому весеннему дождю, к добрым рукам матери. Добро пожаловать, малыш! Мы тебя так долго ждали. Ты для нас вся радость мира. Или. Зачем ты явился? Тебя никто не ждал! Нам и без тебя неплохо!
Как встречает мир своего нового гражданина, какие условия привыкания предлагает ему? Вхождение ребёнка в социум определяется в педагогике как социализация. Ребёнку предстоит познакомиться с нормами, ценностными притязаниями, культурными особенностями общества и принять или отторгнуть их. Социализация как своеобразный механизм, с помощью которого ребёнок не только усваивает данное ему обществом, но и имеет возможность вернуть, так сказать, усвоенное в любом виде человеческой деятельности. По мнению Н. Ф. Головановой, социализация «…предполагает не только сознательное усвоение ребёнком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку (совместно с взрослыми и сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни» (12, с. 253).
Следует понимать, что социализация – это не всегда планомерное воспитательное воздействие на ребёнка с целью формирования у него правильной социальной позиции. Существует ещё стихийное воздействие, опосредованное. Сам социум выступает в роли «воспитателя», даже если взрослые и не желают подобного вмешательства в их педагогическое воздействие. На ребёнка влияют любые нюансы жизни. Существует мнение, что, уже находясь в животе матери, ребёнок социализируется. Физическая и эмоциональная близость ребёнка и матери позволяет ему «слышать» звуки мира и принимать их или отторгать, если они не соответствуют его эмоциональному настрою. С «широко закрытыми глазами» ребёнок из утробы взирает на свою будущую среду обитания. Следовательно, родившись, он уже имеет некие зачатки социального опыта, которые по мере развития ребёнка развиваются вместе с ним.
Таки образом, социализация есть стихийная (не зависящая от конкретного взрослого) и целенаправленная (формируется педагогическими влияниями). Стихийная социализация выражена, прежде всего, во влиянии «улицы» на становление ребёнка. Её нельзя избежать, и практически нельзя оградить ребёнка от воздействия результатов культурной жизни общества. Нельзя сказать: это плохо или хорошо. Надо воспринимать её как факт, объективную реальность: ребёнок учится не только у «дядь» и «теть», но и у злых представителей особого, уличного социума.
В свете рассуждений о месте ребёнка в общества нас интересует организованная социализация. Как относится к ней ребёнок? Видит или не видит старания взрослых по его воспитанию? Конечно, в маленьком возрасте малыш, как правило, подчиняются диктату взрослых. Конечно, зачастую он принимает правила игры, навязанные ему взрослыми, ибо в особенность дошкольного и школьного возраста входит такое понятие, как доверие взрослому, подражание ему. Ребёнок смотрит на мир глазами родителей, учителей, воспитателей, взрослых и сверстников. И если все вместе «наваливаются» на него, требуя выполнения тех или иных норм, ребёнок, как правило, подчиняется. Но с возрастом приходит осмысление своего места в мире, своей ценности как субъекта этого мира. И тогда ребёнок, в русле общих требований общества, а может и целого мира. Особенно этот бунт свойствен подросткам, с их усиленным поиском своего «Я» и максималистскими взглядами на мир.
Взрослые в ответе за процедуру вхождения ребёнка в социум. Знание структуры социализации значительно облегчает понимание роли каждого участника этого процесса. Она включает четыре компонента – коммуникативный, познавательный, поведенческий, ценностный (12, с. 263-264).
Коммуникативный компонент. Это овладение речью, способствующей общению ребёнка с окружающим миром. Очень важно всё время разговаривать с ребёнком. Американские психологи предлагают специально составленные монологи, которые должна произносить будущая мама, разговаривая со своим ещё не родившимся малышом. Тем более, подрастая, ребёнок постоянно нуждается в собеседнике.
Познавательный компонент. Подрастая, ребёнок овладевает знаниями об окружающем мире. Перед ним стоит трудная задача – выбрать именно те знания, которые впоследствии сформируют его ценностные ориентации. Знания ребёнок получает в ходе обучения и воспитания. Современное общество характеризует широкая сеть информационных коммуникаций. Это средства массовой информации, компьютерные технологии. Ребёнок получает большой объём неконтролируемых знаний. Поэтому так важно научить его правильно анализировать полученное и соответственно потребностям расширять своё представление о ещё не познанных явлениях. Самостоятельно добытые знания расширяют самообразовательную область познания и во многом определяют этическую сторону интереса каждого ребёнка.
Поведенческий компонент. Важнейший компонент практически в любой педагогической структуре. Он означает деятельность ребёнка по усвоению тех или иных норм жизни общества. Принимая требования общества, выраженные в определённых моральных нормах, ребёнок в ходе жизни формирует определённые модели поведения. Если он находился в нравственной среде, то эти модели будут нравственными, если нет, то понятно, что в таком случае индивид войдёт в конфликт с обществом. В ходе приобщения ребёнка к жизни общества у него вырабатываются и нравственные образцы поведения в этом обществе – своеобразный «кодекс чести», в котором обозначено, «что такое хорошо и что такое плохо».
Ценностный компонент. В ходе жизнедеятельности ребёнок ищет «свои» нравственные ценности. Поиск и предпочтения зависят от потребностей личности. Формирование потребностей – один из важнейших элементов социализации личности. Любой человек подходит избирательно к тем ценностям, которые ему предлагает общество. Избирательность обусловлена и жизненным опытом индивида, и его ценностными ориентациями, и мотивами его деятельности. Безусловно, есть общечеловеческие ценности, и каждое общество стремится через педагогические институты сформировать у своих граждан представление о них. Но, кроме общепринятых нравственных законов, есть ещё много требований, сформулированных обществом в соответствии со своими установками, обусловленными общественной формацией. Поэтому так важно уже с детства научить ребёнка правильно выделять из огромного поля социальных явлений и событий значимые именно для него и соотносить их с требованиями общества, в котором он живёт.
Таким образом, в процессе социализации ребёнок «строит» свою индивидуальную модель жизни в обществе, и, какой из него выйдет гражданин, во многом зависит от того, насколько он правильно «переработает» полученную информацию и переведёт её на язык знаний, эмоций и деятельности. В процессе социализации ребёнок адаптируется в социуме, используя индивидуально полученные знания об этом обществе и имея уже определённые модели поведения и эталоны эмоционального отношения к жизненным явлениям и событиям.
Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей, девушек, взрослых с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Одним из составляющих влияния мезафакторов на социализацию человека являются средства массовой коммуникации.
1. Средства массовой коммуникации
В ряду существенных перемен, постигших отечественную социально-экономическую систему и её духовно-нравственное пространство, невиданно возросли потенциальные возможности воздействия на состояние и развитие обновлённого социума и ценностного баланса личности со стороны средств массовой информации. При отсутствии моноидеологических устоев и каких-либо нормативно управляемых воздействий они обрели полную свободу выбора социальных, идейно-нравственных ориентаций в различных жанрах, формах художественно-творческих средствах своей деятельности.
Средства массовой коммуникации (СМК) – технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение, компьютерные сети), с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т. п.) на количественно большие рассредоточенные аудитории.
Тысячу лет назад человек владел четырьмя средствами коммуникации – устной речью, музыкой, живописью и письменностью. Затем, нарастая по темпам, происходит процесс «размножения» средств коммуникации. В 15 веке появляется печатная книга, в 17 веке – газеты и журналы. В 19 веке начинается новый революционный этап – изобретены радио, телефон, кино, грамзапись. В 20 веке темпы «размножения» нарастают лавинообразно – широко распространяются телевидение, магнитозапись, видео, компьютерные системы, оперативная полиграфия (ксерокс, сканер), космическая связь. Причём к концу 20 века на первое место вышли электронные средства массовой коммуникации, значительно потеснив письменные.
Дальнейшие тенденции развития СМК можно проследить в постиндустриальных обществах, где формируется совершенно новая структура СМК. Так, в США создается телевидение, которое предложит каждой семье до пятисот каналов и предоставит возможность взаимодействия зрителей с телестанциями и между собой. Это телевидение получило название интерактивного (то есть телевидение взаимодействия).
Рассматривая СМК как фактор социализации, надо иметь в виду, что непосредственным объектом воздействия потока их сообщений является не столько отдельный индивид (хотя и он тоже), сколько сознание и поведение больших групп людей, составляющих аудиторию того или иного конкретного средства массовой коммуникации – читателей одной газеты, слушателей определённой радиостанции, зрителей тех или иных телеканалов, пользователей тех или иных компьютерных сетей. В связи с этим вопрос о том, к какой группе факторов социализации относятся СМК, не имеет однозначного ответа.
Такие телекомпании, как CNN, передающие свои программы на весь мир, можно рассматривать как почти мегафактор. «Останкино», радио «Россия», некоторые центральные газеты, чьей аудиторией в той или иной мере является вся страна, можно отнести к макрофакторам. Стремительное «размножение» местных студий кабельного телевидения, многочисленных сельских и районных радиостудий и газет, «приход» компьютеров в семью и т. п. – всё это позволяет рассматривать СМК как микрофактор социализации.
Рассматривать СМК главным образом как мезофактор социализации позволяют материалы массовых опросов, свидетельствующие о повышении уровня избирательного потребления информации. Телесмотрение, чтение газет и радиослушание становятся сферами всё более тщательного выбора. А поскольку основную массу населения интересуют в первую очередь обстоятельства повседневной жизни, постольку это выбор совершается чаще в пользу региональных СМК, по которым идёт соответствующая информация.
СМК выполняет в первую очередь рекреативную роль, поскольку во многом определяют досуговое времяпрепровождение людей, как групповое, так и индивидуальное. Эта роль реализуется по отношению ко всем людям, постольку-поскольку отдых на досуге с книгой, в кино, перед телевизором, с компьютером отвлекает их от повседневных забот и обязанностей.
С рекреативной тесно связана релаксационная роль СМК. Она приобретает специфический оттенок, когда речь идёт о подростках, юношах и девушках. Для большей части ребят телесмотрение, прослушивание музыкальных записей, работа с компьютером, а для некоторых и чтение становятся своеобразной компенсацией дефицита межличностных контактов, средством отвлечения при возникновении осложнений в общении со сверстниками. Нередко ребёнок, подросток, юноша или девушка включает телевизор, компьютер, радио для того, чтобы снять ощущение одиночества. Впрочем, этим же способом они могут отгораживаться от родителей, чтобы не слышать их ссор, разговоров на надоевшие темы и т. д.
Большую роль играют СМК в развитии человека. Хотя эта точка зрения далеко не бесспорна. Появление каждого кардинально нового вида коммуникации вызывало споры о том, во благо оно или во вред человеку. Так, ещё в древности Платон связывал оскудение творческих способностей человека с появлением письменности, позволяющей усваивать знания «по посторонним знакам», в результате чего люди будут «казаться многознающими, оставаясь в большинстве невеждами» и «станут мнимомудрыми вместо мудрых».
Исследования показывают, что влияние СМК на развитие человека хотя и неоднозначно, но в целом позитивно. Так, американские учёные пришли к выводу о том, что телесмотрение ускоряет развитие ребёнка почти на целый год, особенно к тому времени, когда он идёт в школу, ибо учит его рассуждать, даёт знания, расширяет кругозор. Исследования, проводившиеся во Франции, показали, что телесмотрение значительно влияет на представления и кругозор малообразованных слоёв населения.
СМК, будучи одним из социальных институтов, в той или иной мере выполняют заказ общества и отдельных социальных групп (в основном обладающих политической или экономической властью) на определённое влияние на население в целом, а также на отдельные возрастные и социальные слои. Это и позволяет считать, что СМК в той или иной мере оказывают относительно направляемое влияние на социализацию. Отметим лишь два аспекта этого влияния.
Во-первых, СМК весьма существенно влияют на усвоение людьми всех возрастов широкого спектра социальных норм и на формирование у них ценностных ориентаций в сфере политики, экономики, идеологии, права и т. д.
Во-вторых, СМК фактически представляют собой систему неформального образования, просвещения различных слоёв населения. Как источник информации и просвещения СМК наиболее интенсивно используют люди более старших возрастов. Но все пользователи СМК приобретают весьма разнообразные, противоречивые, несистематизированные сведения по самым разнообразным вопросам общественной и политической жизни.
Воспитание как относительно социально контролируемая социализация в течение длительного времени использовало лишь печатные средства массовой коммуникации. Во второй половине ХХ столетия стали использовать возможности кино, и главным образом телевидения, в процессе обучения.
Система воспитания до недавнего времени не ставила перед собой цели подготовки подрастающих поколений к взаимодействию со всеми средствами массовой коммуникации; осознанного использования информационных технологий в воспитательных целях; влияние через СМК на жизнедеятельность и становление человека.
Более или менее успешное достижение этих целей предполагает использование возможностей СМК для осмысленного и относительно планомерного создания с их помощью условий для развития и ценностной ориентации человека, его самоизменения и самореализации.
В первую очередь следует иметь в виду возрождения просветительского и обучающего компонента в печатных и электронных СМК, как федеральных, так и региональных и муниципальных. То есть СМК могут создавать эффективные возможности для самообразования человека в практически неограниченном диапазоне.
Кроме того, СМК стали для разных категорий людей сферой самореализации, даря возможность целенаправленно влиять на создание условий, стимулирующих позитивные способы самореализации (например, участие в различных конкурсах и олимпиадах).
Основная задача социального воспитания состоит в том, чтобы подготовить человека к взаимодействию с СМК, к использованию того потенциала, которым они обладают, и, пожалуй, главное – к критическому восприятию той информации, которая идёт по каналам СМК.
В связи с этим особым аспектом социального воспитания становится так называемое медиаобразование.
Медиаобразование – изучение воспитуемыми закономерностей массовой коммуникации. Его задачи: подготовить подрастающие поколения к жизни в современных информационных условиях, к восприятию информации (научить человека понимать её – «декодировать» сообщения, критически оценивать её качество), осознавать последствия её воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств (А. В. Шариков).
2. Телевидение и социализация
В структуре глобально функционирующих информационных систем наиболее значимым по масштабам воздействия на массовое и индивидуальное сознание является телевидение. Приоритет его интеллектуального и духовно-нравственного потенциала очевиден. Многообразие в использовании цветовой палитры, вариативно-инструментальные возможности режиссуры в выборе музыкально-звукового обеспечения телепрограмм с учётом эффективно направленной на зрителя выразительности предлагаемых жанров и тематических сюжетов, - всё это предполагает и, как правило, создаёт на уровне обыденного сознания общий пафос достоверности отражения в телепередачах тех или иных явлений и процессов жизнедеятельности нашего общества.
Редко можно найти сейчас дом, куда бы масштабно, полноправно не вошло телевидение. Телевизор является источником познания и узнавания мира. Он может перенести личность как вглубь веков, так и на другой материк, сделать её участником тех событий, которые обусловлены программами.
ХХ столетие по праву считают веком автомобилей, компьютеров, атомной энергии, освоение космического пространства. Верно и то, что ХХ века - век телевидения. Несмотря на бурное развитие средств коммуникации в начале ХХI века, телевидение и сегодня остаётся самым массовым и доступным средством информации.
На протяжении последних десятилетий телевидение вызывает интерес семьи, других институтов общества в связи с его возрастающим влиянием на личностное формирование детей и подростков. По данным социологических исследований, телевидение занимает одно из ведущих мест по силе воспитательного воздействия после семьи и школы, являясь каналом интенсивной социализации.
Просмотр телевизора – это вхождение в своеобразный мир виртуальной реальности. Он привлекателен для ребёнка, поскольку красочен и менее труден, чем чтение книг. Телевидение часто называют «окном в мир», и это отражает его сущность. Сущностной особенностью восприятия ребёнка является преобладание эмоционального отношения к объектам действительности при отсутствии глубоких знаний о них. Отсюда – некритичность ранних детских представлений. «Дети подобны знаменитому «чёрному телу» из учебников физики, - отмечает писатель Э. Шим, - которое поглощает все лучи, попадающие извне». Первичное эмоциональное отношение, по утверждению психолога С.К.Рощина, начинает в дальнейшем выполнять роль своеобразного «фильтра», который либо способствует восприятию информации, если она соответствует эмоциональному отношению, либо, напротив, тормозит усвоение знаний, вступающих в противоречие с ним. Но только ли позитивно это мощное информационное средство для ребёнка? Попробуем разобраться в пользе и вреде просмотра телевизионных программ ребёнком.
Телевизор выступает как источник информации. Её выбор производится ребёнком субъективно, в соответствии с его потребностями. А потребности зависят от ценностных ориентаций ребёнка, сформированности у него нравственных убеждений. Добавим к этому возрастные особенности ребёнка и можем построить формулу восприятия и освоения телевизионной информации ребёнком.
Индивидуальные особенности, присущие личности влияют на восприятие. Одни дети ориентированы на точность восприятия, они не обращаются к догадкам, не пытаются домыслить прочитанное или услышанное. Другой же, индивидуальный тип, наоборот, стремится домыслить информацию, наполнить её предвзятым своим, индивидуальным мнением. Восприятие младшего школьника носит непроизвольный характер. Дети приходят в школу уже с достаточно развитым восприятием. Но это восприятие сводится к узнаванию формы и цвета предъявляемых предметов. Младшие школьники не могут пока анализировать воспринимаемые свойства и качества предметов. Они часто поддаются внушению. В отличие от убеждения внушение обладает возможностью укрепляться в общем сознании как предмет пассивного восприятия. В этом смысле роль телевидения неоспорима.
Если говорить о позитивной роли телевидения, то, безусловно, у ребёнка появляется возможность сформировать свой культурный потенциал, поскольку широта представляемой информации намного опережает содержание прочитанных книг, посещение музеев и выставок. А если ребёнок не живёт в большом мегаполисе, то телевидение является для него практически единственным источником ознакомления с культурой не только своей страны и края, а и с мировой. Причём телевизионные передачи максимально приближают зрителя к реальности демонстрируемых сфер. Зритель становится практически участником интересных и красочно представленных событий.
Просмотр телевизионных программ является эффективным способом социализации ребёнка, особенно если это связано с разумным объяснением со стороны членов семьи тех моментов в передаче, которые ребёнок пока, в силу своего маленького жизненного опыта, не может понять и принять.
Семья (как ближайшая референтная группа ребёнка) способна влиять на правильное усвоение телевизионной информации им при одном, но очень важном условии – сформированности у неё общекультурных норм поведения. Если передачи наполнены отрицательным содержанием, это очень опасно для ребёнка, поскольку появляется возможность манипулирования его сознанием. Ведь система ценностей, предлагаемая телевизионными программами, в основе своей предназначена взрослым. Детских передач, направленных именно на детей разного возраста, очень мало. Их содержание и норма достаточно агрессивны. Много западных мультфильмов несу мощный заряд негативного восприятия как по форме, так и по содержанию. Огромное скопище телевизионных монстров обрушивается на неокрепшую психику ребёнка. Причём отметим, что в мультфильмах западного производства и отрицательные и положительные герои и агрессивны и жаждут крови. С одной лишь разницей – положительные герои жаждут крови отрицательных героев. Ребёнок каждый вечер является практически участников этого карнавала монстров. Где, спрашивается, наши чудесные старые мультфильмы, направленные на воспитание добра и красоты? На прилавках магазинов – за что огромное спасибо торговле. Хоть здесь для умных родителей есть возможность показывать ребёнку доброе и красивое кино. Вызывает удивление и время демонстрации мультфильмов на телевидении. Как правило, это утро, когда основной зритель в школе. Если посмотреть программы, можно увидеть, что детских передач не так уж много. Если бы дети смотрели только их, то возможно меньше было бы проблем, связанных с просмотром телевизионных передач. Но беда заключается во всеядности нашего маленького зрителя. Он может смотреть всё подряд. А если ребёнок неподконтролен родителям, то в повседневный просмотр входят и передачи, предназначенные в основном, для взрослого зрителя. А они в целом, чего уж скрывать, пропитаны насилием и враждой.
До сих пор педагоги, психологи и социологи не сошлись во мнении: порождает ли просмотр сцен насилия и жестокости такое поведение в реальной ситуации? Многие поддерживают тех, что считают, что порождают. Ведь достаточно вспомнить особенности детского возраста, чтобы ответить на этот вопрос утвердительно. Ребёнок, в силу развитости эмоциональной сферы, впитывает в себя эти сцены, поскольку его любимый герой побеждает, а сколько трупов на пути этих побед – это не столь уж важно.
« А наши мультяшки? То удушили бедную черепашку, то сбросили с крыши дома кота. Учёные всего мира говорят: дети, начиная с самого маленького возраста, претворяют в жизнь то, что видят на экране. А 2,5 млн беспризорников, для которых наше ТВ – в худшем проявлении – становится руководством к преступлениям» (Н. Губенко, «Аргументы и факты» от 14 августа 2007 года).
Ребёнку свойственна подражательность. Он старается подражать своим кумирам. Если таковых не оказывается вокруг него, он обращается к телевизионным киногероям – покемонам, черепашкам-ниндзя, чудищам разных мастей. Вы спросите: «А почему ребёнок не берёт в свои герои Илью Муромца, к примеру, или Герду?» Об это надо спросить составителей телевизионных программ. И ещё – время, которое ребёнок проводит перед телевизором, гораздо больше того минимума, на которое рассчитывают создатели программ. Если ребёнок бесконтрольно проводит время перед телевизором, результат не заставит себя ждать и будет очень неприятным для родителей.
К сожалению, ТВ стало транслятором навязанной обществу «либерализации» языка, экспансии чужеродных ориентиров псевдокультуры. Не подлежит сомнению, что это воздействует на сознание граждан России, способствует отчуждению, порождает взаимное недоверие.
Данная ситуация однозначно вызывает серьёзные опасения о судьбах подрастающего поколения граждан Российской Федерации. Деструктивное влияние ТВ на детей и молодёжь, несомненно, отражают и периодически публикуемые данные социологических опросов. Так, весной этого года было проведено исследование «Духовно-нравственный мир московских одиннадцатиклассников». Среди довольно пёстрой картины данных заметили отдельные «предпочтения» молодых людей, весьма далёкие от элементарных устоев морали. Например, сексуальные отношения до брака считают вполне допустимыми две трети выпускников. 30% молодых людей высказали мнение, что ради решения важных личных проблем можно пренебречь приличиями, нравственными нормами. 40% опрошенных уверены, что в списывании на экзамене контрольной работы нет ничего предосудительного, и лишь 7% считают это абсолютно недопустимым. Выпивку как одну из трёх наиболее часто используемых форм досуга назвали 28% мальчиков и 18,8 % девочек. Что касается любителей посещения театров, концертов, выставок, то среди опрошенных их оказалось самое незначительное число («Учительская газета» от 7 августа 2007 года).
Так что же получается – телевизор вреден? Он враг ребёнка? Отнюдь. Ведь все его вредоносные характеристики влияют на ребёнка, если рядом нет мудрого и обеспокоенного его психическим и физическим здоровьем взрослого. Польза от телевидения тоже есть – это очевидно.
Ежедневно предлагаемые зрителю передачи ТВ включают в себя обязательный ряд проектов информационно-аналитических традиционно познавательных программ («Время», «Вести», «Сегодня» и др.), достойных внимания массовой аудитории. В них сосредоточена достаточно ёмкая и взвешенная на государственном уровне аналитическая информация о современном состоянии и проблемах внутренней и внешней политики, экономики, науки, культуры, всех сфер жизнеобеспечения российского общества. Заслуживают поддержки и отдельные авторские проекты и циклы телепередач, обращённые в прошлое нашей страны и акцентированные на поворот общественного сознания в сторону реального осмысления, понимания и объективной оценки тех или иных исторических событий и фактов, относящихся к пройденным государством десятилетиям борьбы и труда.
Мобильность, красочность, целенаправленность передач, эмоциональность художественных фильмов и мультфильмов, несущих красоту и добро, - всё это, несомненно, полезно для ребёнка только в том случае, если взрослыми выполняются педагогические условия «дружбы ребёнка и телевизора».
Прежде всего, одно простое и очень действенное правило – будьте всегда рядом с ребёнком, когда он смотрит телевизор. Даже, если показывают детские передачи, их надо правильно обсудить и сделать правильные выводы, несущие нравственную окраску.
Другое правило – нельзя смотреть много передач. Оно касается времени, которое проводит ребёнок перед экраном телевизора. Целесообразно посмотреть одну-две детские передачи или мультфильмы. Впечатляют результаты исследования в области физиологии головного мозга американских учёных: «У детей, проводящих перед телевизором ежедневно по десять-пятнадцать часов, кора головного мозга подобна пустыне. Они страдают полной потерей способности воображения» (39, с.139-140) Чем больше времени проведёт ребёнок перед голубым экраном, тем меньше у него будет возможности для развития творческого воображения. Ведь фантазия, это повседневный спутник развития детей, в данном случае будет подавляться телевизионными готовыми образами.
Можно и телевизор сделать своим союзником в воспитании ребёнка. Обсуждайте все передачи, увиденные ребёнком. Делайте вместе с ним полезные для его развития выводы, закрепляйте их примерами из своего детства. Если постоянно упражнять его мозг обсуждением увиденного, нахождением ответов на вопросы, поставленные в передаче, то телевизор будет им восприниматься практически как работа с книгой: там ведь тоже нужно приложить усилия, чтобы овладеть информацией. Таким образом, умственная работа взрослого и ребёнка при просмотре телевизионных передач есть своего рода профилактика пагубного влияния телевизора на неокрепшую личность.
Чтобы обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения ребёнка с телевизором, можно классным руководителям проводить разнообразные родительские собрания (см. Приложение).
3.Ребёнок и компьютер
Адаптация ребёнка в социальной среде включает и такой фактор, как принятие средств информации современного мира. Возросшая информатизация общества ставит перед индивидуумом новые задачи, от которых ему не уклониться. Сейчас уже не стоит вопрос, хотим мы или нет, чтобы наши дети владели компьютером. Компьютеризация общества – это те реалии, от которых не спрятаться. Нужно решать другие проблемы. А именно – место наших детей в мире, характеризующемся появлением индустрии информатики, новых информационных технологий.
Безусловно, польза от компьютера для взрослого человека очевидна. Компьютер открывает не только окно в мир, как телевизор, но и даёт возможность во всемирной «паутине» Интернета общаться, быть понятым, реализовывать не реализованные в обычном мире мечты и действия. Облегчился поиск информации, расширилось само информационное поле. Можно много дифирамбов петь этому современному чуду. Но так ли всё чудесно на самом деле? Только ли пользу приносит общение с компьютером?
Думаем, что, как любое новое, массированно поставляемое обществу, компьютеризация имеет как положительные, так и отрицательные характеристики. Позитивным в овладении компьютером является расширение общей культуры человека, поскольку информационная культура является частью общей культуры человека. С этим трудно спорить, ибо наука не стоит на месте, и развитие общества есть неотъемлемая часть его движения вперед.
Формирование целостной картины мира предполагает овладение ребёнком всех её компонентов в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Поэтому «…информационная картина мира представляет собой свод информации, позволяющей адекватно воспринимать окружающий объективный мир и взаимодействовать с ним, выбирать собственное информационное пространство и личную информационную сферу, через которую с помощью прямых и обратных информационных связей влиять на природу и общество, решать массу проблем, включая глобальные» (15, с. 91). Следовательно, компьютер выступает в виде связующего звена между личностью и развивающимся информационным обществом.
Много лет уже педагоги и психологи всех мастей ломают копья по поводу места развивающейся личности в компьютеризованном обществе. Сколько, когда, как, как именно должен взаимодействовать ребёнок с компьютером? Вот далеко не весь перечень вопросов, на которые необходимо ответить. Если общество хочет воспитать здоровое поколение, грамотное во всех смыслах, образованное и культурное, оно должно в полной мере принять на себя ответственность за последствия взаимодействия ребёнка с компьютером. Нам не нужны компьютерные зомби, нам нужны технически грамотные люди, адекватно влияющие на развитие общества и его технический прогресс.
В докладе ЮНЕСКО «Учиться быть» отмечается, что образование не должно ограничиваться рамками школы. Все существующие учреждения, независимо от того, предназначены они для обучения или нет, должны использоваться в образовательных целях*. Наиболее важным в этом отношении является развитие неформального образования.
Идея неформального образования возникла из-за наличия «разделяющей людей пропасти» в возможностях получения образования, работы, информации, материальных и духовных благ, следствием чего является неспособность значительной части населения адаптироваться к быстрым изменениям в мире. В связи с этим встаёт задача создания новой парадигмы обучения как «необходимой предпосылки для разрешения любых глобальных проблем», а конкретнее, предлагается концепция «инновационного обучения», ориентированная на «человеческую инициативу»
Цель неформального образования – компенсировать недостатки и противоречия традиционной школьной системы. Оно позволяет удовлетворить насущные образовательные потребности, которые не может дать формальное образование**.
*Faure E., Herrera F., Kaddoura A., Lopes H., Petrovsky A. Learning to Be. UNESCO. – Paris, 1972. – P. 183
**Новикова Т. Г. Теоретические основы экспертизы инновационной деятельности в образовании. – М.: АПК и ППРО. – С. 30.
Подготовка подрастающего поколения к жизни в демократическом обществе непосредственно зависит от развития идеи неформального образования с включением в процесс обучения информационных технологий, а также современных педагогических технологий, активных форм обучения, условий, способствующих воспитанию внутренней свободы подростка, раскрытию его личностного потенциала, в том числе деятельности детских и молодёжных организаций.
Отрабатываются навыки общения через Интернет, благодаря чему подростки имеют возможность непосредственно участвовать в форумах, обсуждать актуальные и важные проблемы с представителями различных стран.
Рассматривая Интернет и его влияние на развитие ребёнка, хочется отметить, прежде всего, положительный потенциал этого источника информации. В.А.Извозчиков (15, с.34) указывает на возможности использования Интернета в информационном пространстве, выделяя два аспекта.
Первый связан с развитием содержания образования:
• расширение круга учебных задач, которые могут быть включены в содержание образования;
• расширение источников получения знаний в процессе обучения;
• увеличение возможностей и состава школьного эксперимента.
Второй аспект связан с привнесением из Интернета в содержание образования целого ряда понятий, таких как: системно-информационная картина мира, формализация, информационное моделирование т.д.
Полезность Интернета очевидна. А в чём его вред? И есть ли он? Прежде всего, в том, что если человек, использующий Интернет, не знает меры, то он попадает в зависимость от сети. Зависимость от Интернета – многомерное понятие. Виртуальная реальность манит одиноких людей, которые ищут пути бегства от реальности. Попытка найти собеседника, понимающего проблемы личности, удаётся в Интернете гораздо быстрее, чем в реальной жизни. Ведь ни вы не видите собеседника, ни он вас. У вас есть возможность нарисовать свой новый портрет, не опасаясь за реальные последствия подмены. Реализация самых фантастических возможностей становиться навязчивой идеей, и работа в интернет-пространстве превращается в зависимость от него.
Конечно, маленькому ребёнку это не грозит. Но дитя очень быстро растёт, и, если вовремя не увидеть его тягу к Интернету и не ввести её в адекватное русло, можно просто опоздать и получить компьютерного наркомана. Поэтому необходимо очень внимательно отнестись к тому, сколько времени ребёнок проводит в кибер-пространстве, проявляется ли у него зависимость от компьютерных игр (эскапизм). И если заметили симптомы зависимости, то действовать необходимо незамедлительно. В «Своде педагогических советов» (см. Приложение) предлагаются советы по взаимодействию с интернетзависимым ребёнком.
Такой тип общения открывает возможности для выражения своих мыслей по поводу серьёзных социальных и иных проблем, которые волнуют подрастающее поколение. Технология направлена на организацию взаимодействия учащихся. Основы демократической культуры формируются с помощью наиболее полного, доступного и социально адаптированного метода восприятия и усвоения значимой информации.
Для реализации этой цели был разработан и помещён в Интернете специальный сайт, на котором предоставлена информация по на наиболее актуальным вопросам деятельности детских и молодёжных общественных организаций и объединений, школьного ученического самоуправления, технологии добровольчества и участия в волонтёрском движении, реального социального проектирования и т. д.
Участникам данного информационного ресурса предоставляется возможность прямых дискуссий по актуальным социальным проблемам, открытого выражения своего мнения и суждений как через дистанционное участие в диалоге, так и через прямые включения.
Любой учащийся может внести вопрос для обсуждения на общем форуме, но при условии, что он сам будет участвовать в обсуждении предложенной темы. Вот основные темы, находящиеся в поле всеобщего обсуждения.
1. Культура и общество. «Люди, которыми вы восхищаетесь», «Каковы ваши национальные традиции?», «Запугивание детей и подростков в семье и в школе», «Какую роль в жизни человека, общества играет религия?», «Ранние браки. Что вы о них думаете?»
2. Гражданственность в демократии. «Бездомные», «Ваше отношение к смертной казне», «Обязательное голосование. Нужно ли наказывать избирателей за пассивность?», «Роль граждан в демократии, или Зачем граждане государству?», «Права женщин».
Объединение информационных технологий и образовательных программ в рамках данной технологии позволяет за весьма короткие сроки «донести» необходимую информацию до учащихся и заинтересованных лиц, предоставить возможность прямого участия в дискуссиях по актуальным социальным проблемам и открытого выражения своего мнения и суждений, участвуя в диалоге как дистанционно, так и путём включений в режиме реального времени.
Создание и функционирование информационных ресурсов и порталов охватывает широкий круг пользователей и создаёт возможности для интерактивного взаимодействия. Процесс взаимодействия становится более гибким, позволяет осуществлять индивидуализированный подход к каждому участнику, благодаря чему подростки и молодые люди могут эффективно повышать свой образовательный уровень.
4. Кризис читательской культуры
Феномен чтения относится к величайшим достижениям человеческого разума, поэтому не случайно 2007 год был объявлен ЮНЕСКО годом чтения. В нашей стране ещё 24 ноября 2006 года на Санкт-Петербургском книжном салоне президент Российского книжного союза С. В. Степашин подписал «Национальную программу поддержки и развития чтения», в создании которой участвовали многие ведущие российские эксперты: деятели культуры, работники образования, учёные, экономисты, книгоиздатели и представители книжной торговли.
Реализация этой программы очень важна, поскольку современную ситуацию с чтением в России приходится обозначить как кризис читательской культуры, о чём свидетельствуют следующие статистические данные.
Для систематически читающей молодёжи:
1991г. – 48% 2006г. – 28%
Жители нашей страны, читающие хотя бы одну книгу в год:
1991г. – 79% 2006г. – 63%
Ежедневно читающие газеты:
1991г. – 61% 2006г. – 24%
Ежедневно читающие журналы:
1991г. – 16% 2006г. – 7%
Взрослые, регулярно читающие своим детям в семье:
1970г. – 80% 2006г. – 7%
Цифры говорят сами за себя.
Чтобы понять, насколько остра эта проблема, проводятся разного вида исследования. В Пензенской школе № 11 проводилось исследование среди учащихся 5-9 классов «Определение рейтинга популярности периодических изданий среди подростков».
Цели исследования: привлечение внимания школьников к чтению как к важному фактору сохранения и развития отечественной культуры; укрепление живой связи поколений через искусство слова.
Для достижения поставленных целей решались следующие задачи:
• анализ читательских формуляров исследуемых классов;
• анкетирование учащихся (см. Приложение. Анкета);
• сравнительный анализ чтения учеников разных классов;
• изучение роли чтения в формировании личности школьников;
• выявление популярных периодических изданий.
По итогам исследования выявилось, что ученики Пензенской школы №11 чаще читают местные издания – газеты «Пензенская правда», «Пятый угол» и журналы «Шрек», «Ромео и Джульетта», так как они рассказывают о жизни людей (в том числе и школьников) родного города. Однако особенной популярностью пользуется школьная газета «Шок». В ней всегда можно прочитать увлекательные, веселые, добрые статьи о школьных буднях и праздниках, интересные интервью с учителями, родителями и лучшими учениками, советы психолога, врача, библиотекаря.
Исследуя роль периодических изданий в жизни учеников, наблюдается важный вывод: у мальчиков и девочек разные предпочтения. Мальчикам интересна конкретная, чёткая и ясная информации. Они любят читать о своих увлечениях, хобби (рыбалка, туризм и т.п.), о спортивных достижениях, им нравятся смешные истории, они ценят юмор. Девочки читают больше мальчиков, при этом их волнует сюжет, интриги, приключения, взаимоотношения героев. Они чаще прислушиваются к рекомендациям подруг, родителей, учителей.
Исследовательская работа по проблеме чтения периодических изданий современными подростками позволяет прийти к выводу, чтение периодических изданий расширяет кругозор ученика, помогает ему в учёбе и в общении с окружающими. К сожалению, ученики читают мало, часто ограничиваясь развлекательной информацией или заменяя чтение телевидением и Интернетом.
Предлагаются следующие способы привлечения подростков к чтению:
• в школе должна быть хорошая библиотека, фонды которой необходимо постоянно пополнять, и эта задача государственная. Потеря интереса к чтению отразится на развитии личности учеников;
• нужно вовлекать в этот процесс родителей, так как нечитающие взрослые читать детей не научат, возродить культуру и традиции семейного чтения (чтение вслух, чтение с обсуждением);
• следует рекомендовать чтение газет и журналов в школьной библиотеке, выпускать плакаты «Читать? Увлекательно!», «Читать – это модно!», проводить читательские конференции и диспуты.
Заключение
Мир детской жизни – это многообразный, сложный и противоречивый мир. Социализация ребёнка в современном мире сопряжена с трудностями разного характера. Они имеют внешнюю и внутреннюю структуры и связаны как с характеристикой общества, в котором живет ребёнок или подросток, так и особенностями его конкретной личности. Важно понять и принять одну простую идею – без взрослого, без его поддержки ребёнку будет очень трудно, а порой и невозможно войти в мир. Ведь, по сути, этот мир враждебно настроен по отношению к ребёнку. Достаточно посмотреть на количество детских домов, интернатов, домов ребёнка, милицейских «отстойников», чтобы понять – нашим детям очень неуютно в том мире, который мы им предлагаем.
Вы можете сказать, что ведь очень много детей живёт в благополучных, практически тепличных условиях. Да, это так. Но и нормальные, с точки зрения принятия обществом, современные семьи часто в силу объективных и субъективных причин просто откупаются от своих детей, пытаясь с помощью денег решить такой тонкий вопрос, как взаимоотношения любящих людей. И вот в строю «отверженных» прибыло. Нет, дети из подобных семей не спят по подвалам, не голодают, не воруют, не ждут счастья в казённых домах, теряя последнюю надежду на него. Ничуть не бывало. Но, по сути, лишённые активного участи в их жизни родителей, они становятся такими же изгоями, правда сытыми и прилично одетыми.
Следовательно, социализация касается не только детей трудной судьбы. В ней нуждается каждый ребёнок. Просто мера и организация социализации столь индивидуальны, что предполагают вхождение ребёнка в социум только для негодного предназначенной тропой. Поводырём же на этой тропе выступает взрослый – учитель, воспитатель, родитель. Все они субъекты воспитательного процесса. Одни профессионально, другие, вооружаясь методами «бытовой педагогики», помогают ребёнку справиться с трудностями вхождения во взрослый мир.
Список литературы
1. А.В.Мудрик «Социальная педагогика», Москва, 2009г.
2. Л.И.Петрова «Детская психология. Адаптация ребёнка в современном мире», Ростов-на-Дону, 2007г.
3. Н.И.Дереклеева «Родительские собрания. 5 – 11 классы», Москва, 2004г.
4. И.Гундарова «О последствиях восприятия телевизионной информации младшими школьниками», Воспитание школьников, № 9/2005г.
5. А.Новикова, А.Прутченков «Возможности сетевой технологии в гражданском воспитании школьников», Воспитание школьников,
№ 7/2008г.
6. Г.Филонов «Телевидение и воспитание», Воспитание школьников,
№ 1/2008г.
7. Д.Кормакова «Рейтинг популярности периодических изданий среди подростков», Воспитание школьников, № 7/2009г.