Большая часть болезней наших – это дело наших собственных рук;
мы могли бы почти всех их избежать, если бы сохранили
образ жизни простой, однообразный и уединённый,
который предписан нам был природою.
Ж. Ж. Руссо
Введение
Алкоголь, никотин, наркотики. Извечные и коварнейшие враги человечества. Значительная его часть находится в рабстве у этих веществ, недаром называемых дурманом, зельем, отравой. И число пленённых ими – по всевозможным статистическим данным, не уменьшается. А опасное знакомство с одурманивающими веществами происходит – в силу ещё глубоко укоренённых традиций, обычаев, нравов – в детстве, в ранней молодости. Курение – одна из наиболее распространённых вредных привычек. В развитых странах сигареты – причина свыше 20% смертей.
Влияние на здоровье:
• у курильщиков намного чаще возникают хронический бронхит, туберкулёз и другие лёгочные заболевания;
• курение – один из основных факторов риска развития атеросклероза, инфарктов и инсультов, а также онкологических заболеваний (главным образом рака лёгких);
• у курильщиков наблюдается сокращение жизни в среднем на 10-15 лет;
• у курильщиков сосуды изнашиваются на 10-15 лет раньше, чем у некурящих людей;
• отмечается старение кожи на 20 лет раньше нормы;
• курение родителей отрицательно влияет на здоровье ребёнка, вызывая врождённые физические дефекты, генетические заболевания и детские раковые болезни, включая лейкемию – рак крови.
Алкоголизм – хроническое заболевание, вызванное систематическим употреблением спиртных напитков. Вначале алкогольное отравление ведёт к функциональным изменением обмена веществ. После того как возникает психическая зависимость, пьянство превращается в болезнь – алкоголизм.
Влияние на здоровье:
• алкоголь поражает головной мозг, центральную нервную систему, печень, желудок, почки и другие органы;
• алкоголь - один из основных факторов возникновения гипертонической болезни, инфарктов и инсультов, а также онкологических заболеваний;
• употребление алкоголя приводит к половой слабости и к импотенции;
• у алкоголиков наблюдаются психозы, деградация личности;
• зачатие в пьяном виде приводит в лучшем случае к рождению физиологически неполноценных детей, в худшем – к рождению с патологиями мозга.
• Алкоголизм разрушает семьи, калечит психику детей.
Алкоголизм в нашей стране выделен как особое наркологическое заболевание и
1
не отнесён к токсикомании (а тем более к наркомании), как и табакокурение
(никотинизм, никотиномания). Вред, наносимый человеку и обществу алкоголем и никотином, сейчас широко известен. Но вредоносность наркотиков всё ещё недостаточно осознана. Что же такое наркотики, что такое наркомания?
Наркомания – это пустые глаза, оживляющиеся только при виде шприца или таблетки. Это – атрофированные, глухонемые, бесчувственные и безнравственные души, единственным смыслом существования которых является поиск ядовитого зелья. Это – тела, корчащиеся в судорогах «ломки» - ужасающе мучительного состояния наркотического голода. Это – тяжёлые поражения мозга, сердца, печени, всех внутренних органов. Это – инфекционные и венерические болезни. Это – СПИД, самое опасное из всех заболеваний, так как оно разоружает организм перед всеми другими болезнями, перед раком. Это – тяжкие преступления во имя минутного облегчения физического и душевного страдания, порождённого наркотической зависимостью. Это – одна из самых частых причин самоубийств. Это – бандиты, контрабандисты, убийцы, мафии, подчинившие себе целые страны в Латинской Америке и Азии. Это – золото, оплаченное убитыми душами и кровью мёртвых. Это – дети, ещё не родившиеся, но уже искалеченные в утробе матери и обречённые на неизбывные муки после рождения. Это – горе миллионов отцов и матерей, жён и мужей, это – разрушенные семьи, невостребованные таланты, преданные чувства, сломанные судьбы. И всё это – страшная плата за краткий миг искусственной, химической радости. Радости ложной, фальшивой, не имеющей ничего общего с подлинными человеческими радостями.
Диалектика развития нашего общества, трудности и противоречия, которое оно преодолевает на своём пути, таковы, что сегодня приходиться говорить о реальной опасности распространения наркоманических тенденций среди отдельных групп населения, в основном молодёжи. Медики нашей страны, как и медики всей земли, объявили войну наркотикам. Но медики могут лишь пытаться спасти уже поражённых наркоманией, смягчив им боль «ломки», подавив болезненную тягу к наркотикам. Они могут бить в колокола, описывая ужасы, которые ежедневно видят в своих клиниках, но остановить наркоманию, предупредить её дальнейшее распространение, вернуть бывших больных в жизнь можно только совместными усилиями врачей, педагогов, государственных и общественных деятелей.
Наркоманом становится человек, не обретший себя в личной жизни, обделённый вниманием, сочувствием, дружбой, лаской, пониманием, любовью. Человек, плохо управляющий своими эмоциями, готовый под влиянием неожиданности или разочарования, «поскользнувшись на апельсиновой корке», впасть в отчаяние, панику, тоску. Человек, умственно, а главное – духовно, культурно, эмоционально недостаточно развитый, не нашедший своего призвания, своего дела, свой глубокий колодец с настоящей волшебной водой радости увлечённого труда. Человек, с детства живущий лишь для удовлетворения своих сугубо эгоцентрических желаний, случайных побуждений, сиюминутных прихотей и капризов, не умеющий и нежелающий ограничивать, останавливать себя. Человек со слабой волей, не научившийся делать верный выбор даже в мелочах, чётко определять, «что такое хорошо и что такое плохо», постоянно зависимый от окружающих, а отсюда – постоянно кому-то подражающий, легко вовлекаемый в
2
«приключения», «истории», «авантюры», неспособный отказаться от сигареты,
выпивки и от укола или дурманящей таблетки. К наркотикам иногда прибегает человек, интеллектуально и духовно одарённый, живущий напряженной творческой жизнью, но совершенно не умеющий в часы досуга, отдыха сбрасывать напряжение, отвлекаться от только, что пережитого на сцене или на арене, за кафедрой или за операционным столом. Наркомания – это следствие индивидуальной психологической недостаточности. Но это и социальная болезнь – отклоняющееся от социальной нормы поведение, возникающее как реакция на социальное отвержение, педагогическую запущенность, массовую бездуховность, слабость института семьи. Наркомания вербует в свои ряды неприкаянных, безнадзорных, отвергнутых родителями и учителями, сломанных бюрократическими машинами или «неуставными отношениями» в армии, бессильно протестующих, не имеющих чётких духовных и идейных ориентиров. Кривая подъёмов и спадов наркомании – кардиограмма морального и материального здоровья общества.
Каковы же причины такого массового приобщения к одурманивающим веществам? Как происходит оно в молодом или более зрелом возрасте? Что надо делать, чтобы остановить дальнейшее распространение ядовитой заразы, оградить от неё уже подрастающее и последующие поколения?
1. Наркотики и человечество, или
давно ли люди начали себя отравлять
Наилучшее понимание наркологической проблемы требует хорошего знания истории, традиций производства и употребления психически активных веществ.
Наркотики известны с глубокой древности. Начало их применения, вероятно, совпадает с возникновением человеческого рода. Во всех обществах существует обычай принимать активные вещества, способные изменять психологическое состояние человека. С давних времён их проглатывали, жевали, вдыхали, а в последнее время ещё и вводят шприцем. Средства, вызывающие чувство особого подъёма и нарушения сознания, использовались для проведения социальных, религиозных обрядов или мистических ритуалов.
Известно, что многие цивилизации пользовались наркотическими веществами. Майя и ацтеки клали под язык листья коки – для поддержания сил в дальнем походе; китайцы тысячелетиями курили опиум – для снятия стресса и как снотворное; жители древней Аравии с теми же целями употребляли гашиш (от арабского «трава»). Воины-измаилиты перед боем также принимали гашиш, после чего становились активными и жестокими. В Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме были знакомы с лечебными свойствами (подавления боли или недомогания) опия, индийской конопли и других наркотических веществ. Об употреблении древними египтянами каннабиса упоминал Геродот, а Гиппократ использовал опиаты в медицинской практике.
Регуляция употребления наркотиков осуществлялась под действием многовековых запретов и ритуалов, сложные рецепты использования их как терапевтических средств были известны только посвящённым.
3
С развитием торговли наркотики попадают в Европу, где находят своё применение в медицине. Долгие годы с их помощью решались многочисленные проблемы; в частности, и опиум, и героин рассматривались как универсальные обезболивающие. Благодаря египетским походам Наполеона гашиш проник в Европу.
О том, что становится причиной интереса к наркотикам, как велик этот интерес и как опасен он для человечества, можно судить по некоторым историческим эпизодам. Так, публикация мемуаров де Куинси в ХIХ веке, описавшего своё лечение алкоголизма одним из наркотических веществ, привела в Европе к вспышке злоупотреблений опием.
В прошлом общественно-государственная политика по отношению к наркотикам и наркопотреблению существенно отличалась – от допустимости и даже благожелательности до полного неприятия, запрета и преследования. История знала и вполне мирное сосуществование наркотиков и общества, и антагонизм вплоть до сражений («опийные войны» в Китае, военные действия США против латиноамериканских баронов).
«Пики интереса» к наркотикам часто совпадали с периодами войн. Вспышка злоупотребления наркотиками, наблюдавшаяся во время I мировой войны, охватила и европейские и американские страны. Для этой наркоманической эпидемии было характерно использование уже всех известных тогда препаратов опия: морфина, героина, кодеина, дионина и др. Стало ясно, что в основе злоупотребления наркотиками лежат социальные причины. При этом, хотя наркомания и относилась к заболеваниям, но в её основе предполагалось наличие порока. Такой вывод основывался на том, что злоупотребление наркотиками было особенно распространено среди преступников, проституток и т.д.
Новая волна распространения наркоманий пришлась на годы, последовавшие за II мировой войной. Этому способствовали послевоенная разруха, снижение благосостояния, моральные потрясения, связанные с опасностями войны и бесперспективностью послевоенного существования.
Кроме того, ХХ век открыл и новое качество наркотизма как социального явления: опьяняющие вещества стали распространяться среди несовершеннолетних, не достигших ни биологической, ни социальной зрелости. Первыми детьми-наркоманами в нашей стране стали в 20-е годы беспризорники. Но до 60-х годов процесс наркотизации в обществе шёл волнообразно: подъёмы чередовались со спадами.
В настоящее время тревогу вызывает как немедицинское, так и медицинское использование психотропных веществ в разных социально-экономических группах, а также появление некоторых наркотических веществ там, где их раньше не знали. Марихуану стали использовать в европейских странах, кокаин – в Северной Америке, алкогольные напитки – в Индии, Пакистане, странах юга и востока Средиземноморья. Причём это распространение наркотических средств в регионах и областях, где они не были традиционными, продолжается, затрудняя предупреждение новых вспышек злоупотребления ими. Возникают и новые виды наркотических средств.
4
В России проблема наркомании долгое время трактовалась как «единичные» случаи экспериментирования с наркотиками, не носящие характера социального явления.
Жизнь показала, что зачастую желаемое выдавалось за действительное, и когда проблема наркоманий стала острой, квалифицированных специалистов для диагностики и лечения больных с наркотической зависимостью почти не оказалось (не говоря уж о раннем выявлении и профилактике наркоманий в вузах, школах, ПТУ, техникумах и т.д.). Педагоги, воспитатели детских домов и интернатов, сотрудники комиссий по делам несовершеннолетних, а также родители крайне недостаточно информированы о признаках потребления наркотиков, их симптоматике и поведенческих реакциях.
2. Современная история профилактики наркомании
Профилактическая деятельность, как правило, строится на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями воспитателей, учителей, психологов, медиков, социальных работников, сотрудников правоохранительных органов. Однако несмотря на все усилия и затраты, именно профилактика является наиболее уязвимым местом. Выявление лиц с наркотическими проблемами и до настоящего времени вызывает большие трудности. Фактически вся лечебно-профилактическая и реабилитационная работа в области наркологии касается явных, запущенных случаев наркоманий, токсикоманий и алкоголизма.
На государственном уровне ни одна, даже самая благополучная в экономическом отношении страна не финансирует весь спектр деятельности по борьбе с наркоманией и её последствиями. Так, в Германии на долю общественных организаций приходится до 80% всех специализированных наркологических медико-социальных служб. Ими создана собственная сеть медицинской и социальной помощи, включая консультационные пункты, амбулатории, стационары, юношеские и молодёжные центры, приюты и т. д. бюджетное страхование Германии ориентировано в основном на прямую медицинскую помощь – снятие наркотической интоксикации и специализированное наркологическое лечение в острых случаях. В Дании, Бельгии, Норвегии создана разветвлённая социально-реабилитационная сеть для помощи наркоманам. В этих странах обращается особое внимание на организацию альтернативного приёму наркотиков отдыха, особенно в вечернее время. В профилактическую работу включаются бывшие наркоманы, а также сверстники, так как подростки не верят в массовые акции, мало доверяют взрослым.
Другой формой работы за рубежом является организация помощи на рабочих местах, позволяющая предотвратить наркотизацию несовершеннолетних, включённых и не включённых в «группы риска». Примером этого могут служить институт социальных консультантов, входящих в штат многих учебных заведений в США, европейская программа «помощи на рабочих местах» (ЕАР). Консультант выявляет в учебных заведениях проблемных детей, исследует причины возникновения проблем, вырабатывает совместно с администрацией, родителями и
необходимыми медицинскими специалистами программу действий. Такой подход
5
широко распространён во всём мире, а в нашей стране, к сожалению, делает только первые шаги.
В международной практике можно выделить следующие основные модели профилактики:
• медицинская модель ориентирована преимущественно на медико-социальные последствия наркомании и предусматривает в основном информирование учащихся о негативных последствия приёма наркотических и иных психоактивных средств на физическое и психическое здоровье;
• образовательная модель направлена на обеспечение детей и молодёжи полной информацией о проблеме наркомании обеспечение свободы выбора при максимальной информированности;
• психосоциальная модель своей главной целью утверждает необходимость развития определённых психологических навыков в противостоянии групповому давлению, в решении конфликтной ситуации, в умении сделать правильный выбор в ситуации предложения наркотиков.
В настоящее время различными являются и формы законодательного отношения к наркотикам – от разрешения на легальную торговлю «лёгкими» наркотиками (Дания, Нидерланды) до введения смертной казни за распространение наркотических средств (Китай, Ирак).
Первый этап профилактики наркомании относится к 1950-1970-м годам, когда общество (прежде всего США и Западная Европа) признало, что наркомания из проблемы отдельных людей превратилась в трагедию больших масс молодёжи. Тогда профилактика приёма наркотиков сводилась к распространению представлений о риске, связанном с употреблением наркотических веществ, выработке у молодого человека страха и, таким образом, отрицательных установок по отношению к наркотикам. Страх и запреты – вот ключевые слова для понимания смысла этого этапа. Любому здравомыслящему человеку понятна низкая эффективность этой политики.
Второй этап приходится на 1980-е годы, и его логика – в опоре на разум человека. Многочисленная информация о наркотиках, их воздействии на человека, статистические данные и суждения учёных становились основой новой профилактической кампании в надежде на то, что знание беды поможет человеку не поддаться её влиянию. Как и любая ограниченная политика, она тоже не дала желаемого эффекта.
Любому специалисту, очевидно, что воспитывающая и обучающая технология может быть эффективной только в случае её направленности на три ключевые сферы становления личности: когнитивную, эффективную и деятельно-практическую.
Очевидно, что знания о наркотиках и даже негативное отношение к ним должны быть подкреплены опытом отказа от наркотического пути решения актуального для человечества проблем. В этом и состоит смысл современного этапа развития борьбы с распространением наркотиков.
По мнению заместителя министра образования Российской Федерации Е.Е.Чепурных, сегодня в России необходимо принять следующие организационно-технологические меры по профилактике распространения наркоманий:
6
1. Разработка и осуществление на региональном и федеральном уровнях действенного социально-психологического мониторинга всей наркогенной ситуации.
2. Организация во всех регионах РФ центров профилактики злоупотребления психоактивными веществами и центров реабилитации детей и подростков, злоупотребляющих психоактивными веществами.
3. Совершенствования, как на региональном, так и на федеральном уровне нормативной базы, регулирующей профилактическую работу в группах злоупотребляющих и в группах риска наркотизации.
4. Развитие через школьные службы постоянного взаимодействия всех активных участников профилактического процесса (учащихся, родителей и других, эмоционально значимых для подростков и молодёжи лиц, педагогов, психологов и воспитателей) с действующими центрами профилактики и реабилитации, неформальными реабилитационными сообществами, информационными молодёжными средствами, общественными и религиозными объединениями в целях изменения отношения общества к поведению, связанному с потреблением наркотиков, формирования в детско-подростковой среде активных жизненных установок, негативного отношения к легализации наркотиков.
5. Разработка и внедрение целевых обучающих программ, охватывающих детей с младшего школьного до юношеского возраста, ориентированных как на различные возрастные периоды, так и на различные группы риска наркотизации.
С учётом актуальности проблем распространения наркомании среди детей и молодёжи Приказом министра образования РФ №718 от 23.03.99 г. вопросы организации работы по предупреждению злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде были признаны приоритетными в деятельности Минобразования России, органов управления образованием субъектов Российской Федерации. Приказом №1226 от 17.12.99 г. утверждался план основных мероприятий Министерства по выполнению федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1999-2001 годы».
Для реализации данной программы была разработана «Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде», предусматривающая комплексный подход к решению проблем предупреждения наркомании во всех основных сферах жизнедеятельности детей, подростков и молодёжи (семья, образовательное учреждение, досуг). В ней отмечалось, что профилактическая работа должна быть обращена и к тем детям и молодым людям, которые ещё не сталкивались с проблемой наркотизации (первичная профилактика), и к тем, которые начали экспериментировать с наркотиками (вторичная профилактика), и к тем, у которых уже сформировалась наркозависимость (третичная профилактика, или реабилитация).
7
Наркомания является одной из важных проблем нашего общества, вызвавшей острую необходимость решительных и активных действий в организации профилактики злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) в образовательной среде.
В Концепции профилактической антинаркотической деятельности акцентируется внимание на образовательных, социальных, психологических и медицинских проблемах профилактики. Одни из них носят общий характер, другие – частный, специализированный.
Главная цель, выдвигаемая в Концепции, заключается в объединение образовательных, социальных и медицинских мер в рамках первичной, вторичной и третичной профилактики, обеспечивающих достижение общего результата:
• снижение спроса и, следовательно, распространённости наркотиков среди детей и молодёжи и вовлечение их в наркогенную ситуацию и субкультуру;
• снижение заболеваемости наркоманиями, токсикоманиями и алкоголизмом;
• снижение медико-социальных последствий злоупотребления психоактивными веществами – инфекционных гепатитов, ВИЧ-инфекций, венерических заболеваний, психических расстройств, суицидов, прекращение образования, разрушение семей, криминализация детей и молодёжи.
Первостепенными задачами выдвигаемой Концепции являются создание организационных структур профилактики, подготовка кадров, разработка программ всех уровней профилактической деятельности, создание нормативно-правовой базы, осуществление мониторинга, оценка эффективности профилактических мероприятий.
В Концепции определены роль и значение вторичной и третичной профилактики. Они заключаются в том, что своевременно начавшиеся лечебно-реабилитационные мероприятия не только восстанавливают личностный и социальный статус детей и молодёжи, но и весьма существенно ограничивают возможности наркогруппировок по распространению наркотиков и совершению других противоправных действий, поскольку снижается потребность в приёме наркотиков и, следовательно, в криминальном добывании денег для их приобретения. Вместе с тем многолетняя практика свидетельствует, что только медицинские мероприятия не могут решить все проблемы вторичной профилактики, особенно касающиеся реабилитации детей и молодёжи.
Реальная наркотическая ситуация, сложившаяся в стране, и созревшая потребность общества в её кардинальном изменении диктуют необходимость комплексного, концептуально осмысленного подхода к решению проблемы профилактической помощи, предупреждающей употребление наркотиков и развитие наркомании. Активные профилактические мероприятия должны опираться:
• на методологию формирования у детей и молодёжи представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, препятствующих вовлечению в наркогенную ситуацию;
• на формирование у детей и молодёжи, а также улиц, вступивших на путь первых проб психоактивных веществ, умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в наркотизацию и антисоциальную деятельность (первичная, вторичная и третичная профилактика);
8
• на раннее выявление и диагностику наркозависимости;
• на реабилитацию детей и молодёжи, возвращающихся из среды наркотизации в нормативную жизнь (вторичная и третичная профилактика).
Концепция профилактики злоупотребления психоактивных веществ содержит глоссарий общих понятий: профилактика, субъекты профилактики, группы риска, злоупотребление психоактивными веществами и другие, социальные и правовые основания профилактической деятельности, области реализации профилактической помощи.
Антинаркотическая профилактика – это целостная, организуемая в рамках единой государственной программы система мер, которая имеет своё содержание, свою этапность и динамику развития, свой определённый конечный результат и реализуется государственными и общественными структурами.
Такое понимание профилактики как системы деятельности позволяет в общегосударственной системе профилактики употребления и оборота наркотических средств выделить подсистему профилактической деятельности в образовательной среде, которая имеет специфические цели, задачи, средства и находится в компетенции, прежде всего Министерства образования Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, органов управления образованием и органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.
Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что в плане профилактики наиболее предпочтительными являются программы, направленные на пропаганду здорового образа жизни и ориентированные на применение социально-психологического тренинга. Базовой основой всех профилактических мероприятий признаётся информационно-когнитивное (образовательное) направление. Исходя из объективных условий состояния наркологических проблем в стране и стратегии сдерживания наркомании, разработана Концепция комплексной активной профилактики и реабилитации (КАПР), которая предлагает в качестве кардинального решения проблемы профилактики наркомании объединение в единый комплекс образовательных, социальных и медицинских мер в рамках первичной, вторичной и третичной профилактики, обеспечивающих достижение общей цели. Такой методологический подход позволяет максимально опереться на уже имеющиеся ресурсы и возможности общеобразовательных учреждений, учреждений начального, среднего, высшего профессионального образования и других образовательных учреждений, а также использовать последние достижения современных образовательных, психологических и медико-социальных технологий в области профилактики наркомании. Следовательно, КАПР позволяет решать задачи не только первичной, но и вторичной и третичной профилактики, то есть вовремя, на максимально ранних этапах обеспечить выявление наркозависимых и перейти к лечению и реабилитации с последующей профилактикой срывов и рецидивов заболевания. При таком подходе обеспечивается решение вопросов контролирования групп и подростков, прошедших первичное лечение или реабилитацию по поводу наркомании и вернувшихся в то или иное образовательное учреждение.
9
Профилактическая деятельность в образовательной среде согласно Концепции КАПР включает следующие основные принципы:
1. Комплексность
Согласованное взаимодействие:
• на межведомственном уровне – органов и учреждений, отвечающих за различные аспекты государственной системы профилактики наркомании в рамках своей компетенции (органы и учреждения образования, здравоохранения, социальной защиты населения, правоохранительные органы и др.);
• на профессиональном уровне – специалистов различных профессий, в функциональные обязанности которых входят различные аспекты профилактики (воспитатели, педагоги, дошкольные, школьные и медицинскиепсихологи, врачи, наркологи, социальные педагоги и социальные работники детства, работники комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних);
• в системе образования – органов управления образованием на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, а также образовательных учреждений, отвечающих за взаимодействие и координацию различных профилактических мероприятий в русле единой целостной программы комплексной профилактики.
2. Дифференцированность
Дифференциация целей, задач, средств и планируемых результатов профилактики с учётом: во-первых, возраста. По возрасту наиболее значимо выделение старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет), младшего школьного возраста (7 – 10 лет), среднего школьного возраста (11 – 14 лет), старшего подросткового возраста (15 – 16 лет), юношеского возраста (17 – 18 лет) и молодёжи (от 18 лет); во-вторых, степени вовлечения в наркогенную ситуацию. При этом значимо выделение детско-подростковых и молодёжных групп, не вовлечённых в наркогенную ситуацию, но относящихся к «группе риска наркотизации», например, лишённых родительского попечения и находящихся в условиях безнадзорности; имеющих различные проблемы в развитии и поведении («трудные и проблемные» дети и подростки); начавших употреблять наркотики (потребители наркотиков); заболевших наркоманией. В этом контексте приобретает свою специфику профилактическая работа со студентами средних и высших профессиональных учебных учреждений.
3. Аксиологичность (ценностная ориентация)
Этот принцип включает формирование у детей и молодёжи мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности, уважении к человеку, государству, окружающей среде и др., которые являются ориентирами и регуляторами их поведения. Принятие общечеловеческих ценностей и норм поведения является одним из основных морально-этических барьеров потребления ПАВ, а в случае заболевания служит основанием для социальной реадаптации и реабилитации.
10
4. Многоаспектность
Сочетание различных направлений целевой профилактической деятельности. Ведущими аспектами профилактической деятельности в образовательной среде являются:
• социальный аспект, ориентированный на формирование позитивных моральеных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к пробе и приёму ПАВ, в том числе наркотиков, меняющих психическое состояние;
• психологический аспект, направленный на формирование стрессо-устойчивых установок, позитивно-когнитивных оценок, а также навыков «быть успешным», быть способным сделать позитивный альтернативный выбор в трудной жизненной ситуации, включая ситуацию предложения наркотиков;
• образовательный аспект, формирующий систему представлений и знаний о социально-психологических, медицинских, правовых и морально-этических последствиях злоупотребления ПАВ. Многоаспектность комплексной профилактики включает также направленность её воздействия на различные уровни в поле субъект-объектных взаимодействий при осуществлении профилактических мероприятий:
1. социально-средовое воздействие, направленное на разрушение групп наркотизирующихся детей и подростков и на создание социально-поддерживающей инфраструктуры;
2. воздействие на «саморазрушающее» поведение детей и подростков, вовлечённых в наркотизацию, а также на другие отклоняющиеся («девиантные») формы поведения детей группы риска;
3. воздействие, связанное с индивидуальными или групповыми формами оказания профилактической помощи.
5. Последовательность (этапность)
Принцип последовательности или этапности предусматривает, что её цели и задачи должны быть:
• разделены на общие стратегические и частные (этапные), то есть не могут быть реализованы одномоментно или аврально, по типу разовой кампании;
• на каждом этапе возможность реализации поставленных целей и задач должна быть поддержана соответствующим целевым финансированием;
• для обеспечения последовательности или «алгоритма» шагов в реализации системной профилактики в неё должен обязательно входить социально-психологический мониторинг, ориентированный не только на оценку субъективных и объективных факторов распространённости наркотиков, но и на формирование структур и элементов системы сдерживания распространения, системы социально-психологической поддержки.
11
6. Легитимность
Легитимность предусматривает необходимую правовую базу антинаркотической профилактической деятельности. К правовой базе указанной деятельности, безусловно, относятся все нормативные акты о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься профилактикой. К правовой базе относятся также права и обязанности детей и молодёжи, которые затрагиваются в различной степени, когда по отношению к ним осуществляются активные профилактические мероприятия. Таким образом, правовые границы антинаркотической профилактики предусматривают:
• действия, не нарушающие установленную в законе компетенцию органа или лиц, осуществляющих профилактические меры;
• действия, не нарушающие права несовершеннолетнего как гражданина и члена общества, к которому относятся эти профилактические мероприятия.
Следовательно, компетенция органов и лиц, осуществляющих профилактическую работу, и степень взаимодействия различных ведомств и специалистов должны быть закреплены в соответствующих нормативных актах. Это ставит перед участниками системы профилактики специфические задачи: максимальный учёт отраслевых законов, их согласование в рамках концепции активной, системной первичной профилактики; использование мирового и российского опыта в правовом обеспечении диагностики употребления наркотиков, организации раннего выявления потребителей и их оздоровления, социально-психологической реабилитации, с одной стороны; защиты их прав и законных интересов – с другой. Для этого необходима соответствующая специальная, в том числе правовая, подготовка специалистов, участвующих в оказании профилактической помощи. Особое внимание должно быть обращено на правовые гарантии прав несовершеннолетнего во всех случаях применения к нему активных профилактических мер, влекущих принуждение и ограничение его прав.
В целях обеспечения единого подхода к формированию принципов и основных механизмов антинаркотической работы в системе образования России создан Федеральный экспертный совет при Министерстве образования РФ по проблемам профилактики злоупотребления психоактивными веществами. В состав Совета включены представители не только системы образования, но и органов и учреждений иной ведомственной принадлежности, а также общественных организаций.
В деятельности по профилактике наркомании всё больше используются ресурсы уже имеющихся структур: службы практической психологии, образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центров). Особое внимание уделяется и обеспечению эффективного взаимодействия Министерства образования РФ с Министерством здравоохранения, МВД, другими заинтересованными министерствами и ведомствами.
12
В рамках федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы» Министерством был запланирован ряд первоочередных мероприятий по профилактике наркомании в образовательной среде, в частности:
1. организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образовательных учреждений. Приказом министра образования РФ №1762 от 15.05.2002 г. утверждён перечень региональных головных учреждений, обеспечивающих повышение квалификации работников образовательных учреждений по вопросам профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде;
2. обеспечение учебно-методическими пособиями кабинетов профилактики наркомании при образовательных учреждениях;
3. проведение ежегодного мониторинга наркоситуации в стране;
4. разработка, издание и внедрение в образовательный процесс учебных программ для проведения в образовательных учреждениях антинаркотического просвещения, пропаганды здорового и безопасного образа жизни;
5. поддержка экспериментальных учреждений в системе образования и по делам молодёжи, реализующих инновационные программы и проекты по профилактике наркомании среди детей и молодёжи;
6. создание центров реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами.
3. Школа и возможности профилактики наркомании
Школа, как социальный институт, обладает рядом уникальных возможностей для успешной профилактики наркомании, а именно:
- возможностью привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроля за их усвоением;
- влиянием на уровень притязаний и самооценку;
- свободным доступом к семье подростка для анализа и контроля ситуации;
- возможностью привлечения специалистов по профилактике.
Сегодня уже имеются предпосылки для разработки научных основ первичной профилактики. Однако сложность и многофакторность проблемы требуют для её решения практического объединения усилий специалистов медицины (социальной гигиены, здравоохранения, клинической медицины), психологии, педагогики, социологии, культуры, права и др.
На первое место в системе приоритетов должно быть поставлено непрерывное, обязательно адресное (применительно к разным слоям общества) психологическое обеспечение (возрождение культа здоровья, обращение к культуре, преодоление беспечного отношения общества к негативным явлениям).
Одна из важнейших задач модернизации образования – создание в школе условий, обеспечивающих сбережения здоровья учащихся. Здоровье – комплексное понятие, зависящее от ряда факторов, среди которых одним из главных является здоровый образ жизни. Однако простое декларирование здорового образа жизни недостаточно эффективно. Нужны активные методы обучения здоровью, среди
13
которых специалисты выделяют форму тренинга.
Предлагаемая программа тренинга «Я и здоровый образ жизни» (автор И. Е. Солодова из центра практической психологии ПОИПКРО г. Пскова) уже апробирована. Диагностика, проведённая по результатам занятий, показывает положительную динамику в развитии у детей представлений о собственном здоровье, его оценке, а также отношения к здоровью как главной ценности (Тематическое планирование см. в Приложении).
Цель тренинга: сформулировать у старших подростков представления о себе, своём здоровье как о самой важной ценности. Создать условия для первичной оценки подростками своего здоровья.
Задачи:
1. создать условия для формирования у детей стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентации в нём;
2. сформировать представления о понятии здоровья, его оценки через самопознание и самооценку внутреннего мира;
3. овладение психотехническими приёмами, направленными на создание положительного образа Я;
4. выработать у подростка способность к преодолению психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению, а также осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения;
5. сформировать у детей понятие о здоровом образе жизни как о возможности положительно (адекватно) оценить своё здоровье.
Условия проведения тренинга и оборудование: класс или любое другое просторное помещение; стулья; доска или листы ватмана; фломастеры; старые газеты; ручки и тетради для записи учащимися информации; памятки по мини-лекциям для учащихся.
В молодёжной и подростковой среде наблюдается всё большее распространение наркомании. Средний возраст начала употребления наркотиков снизился с 17 лет до 13 лет. Уровень заболеваемости наркоманией среди молодёжи в 2,5 раза выше, чем среди взрослых. Одна из основных причин этого – лёгкая доступность наркотических средств, снижение качества воспитательной работы, плохая организация досуга подростков. Молодёжь находится в условиях несформированной системы ценностных ориентаций, девальвации ценностей семьи и школы, всплеска девиантного поведения, нарушающего правовые нормы и правила.
Действенные формы профилактики наркомании – пропаганда и агитация, антинаркотическое обучение и воспитание подростков. Необходимо обучать учащихся сознательному отказу от употребления ПАВ, пропагандировать здоровый образ жизни, формировать ценностное отношение к себе и к собственному здоровью. К проведению занятий следует привлекать профессионалов (подросткового нарколога, инспектора по делам несовершеннолетних, юриста), которые могут полно и доступно объяснить подросткам сущность проблемы.
Образовательная программа «Предупреждение употребления ПАВ подростками», которую предлагает Е. В. Носова, учитель биологии СОШ №917,
14
рассчитана на один год обучения и предназначена для учащихся 9-10 классов.
Численность в группе – 15 человек. Продолжительность занятий – один час два раза в неделю.
Цель программы: углубление теоретических знаний школьников о том вреде, который наносит употребление психоактивных веществ, об уменьшении шансов на жизненный успех при их употреблении.
Задачи:
1. формирование представлений об основных видах вредных привычек, причинах их возникновения;
2. получение знаний о степени вредного воздействия ПАВ на органы и системы организма, продолжительность жизни, уровень психического и социального здоровья, генетический уровень;
3. формирование твёрдых убеждений в недопустимости употребления ПАВ;
4. получение знаний о социальных, психологических и физиологических последствиях употребления ПАВ;
5. развитие критического переосмысления информации, получаемой в неформальных группах;
6. получение знаний о юридической и личной ответственности за распространение и хранение психоактивных веществ;
7. приобретение знаний о мерах профилактики и борьбы с вредными привычками;
8. развитие мотивации к заботе о собственном здоровье.
Учебно–тематическое планирование:
1. Введение. Цель и задачи занятий (1 час)
2. Здоровье нации и вредные привычки (4 часа)
3. Основные виды психоактивных веществ (7 часов)
4. Позиция государства и общества в вопросе профилактики вредных привычек и употребления наркотиков (4 часа)
5. Курение, его опасность для организма. Профилактика табакокурения (14 часов)
6. Алкоголь, его опасность для организма. Профилактика алкоголизма (14 часов)
7. Наркомания и токсикомания. Меры профилактики (14 часов)
8. Наркомания и СПИД (6 часов)
9. Юридическая ответственность за хранение, распространение и употребления ПАВ (5 часов)
В программе много времени отводится практическим занятиям, которые следуют сразу за теоретическими. Это способствует лучшему закреплению материала. Теоретический материал подаётся в виде лекций или бесед. Важное звено в обучении – работа с литературой, документами, встречи с профессионалами.
Для реализации программы по профилактике предупреждения наркомании и в нашей школе ведётся большая работа. Каждый год составляется план работы школы «Вредным привычкам – нет!». Например, в 2008-2009 учебном году были проведены такие мероприятия:
1. Беседы по классам «Мифы о наркомании»;
15
2. Классные родительские собрания «Родителям о наркомании, особенно – мамам…»;
3. Классные часы на темы: «Не кури!», «Вред алкоголя» и т. д.;
4. Беседы по классам «Предупреждение подростковой наркотизации»;
5. Устный журнал «Наркомания: социальная болезнь» (см. Приложение)
6. Утренник «Парад вредных привычек»;
7. Беседы с врачом Семёновской амбулатории «Как избавиться от курения», «Последствия наркомании»
8. Выступление агитбригады обучающихся 10 класса «Наркомания – страшное зло»
9. Литературная композиция «Суд над наркоманией» (см. Приложение)
Также в школе постоянно проводится анкетирование на тему «Моё отношение к наркотикам»:
Моё отношение к наркотикам
Привет! Эта анкета для тебя. Она необходима для оценки наркоситуации в нашем учреждении и для разработки эффективных профилактических мероприятий с целью снижения вреда от наркотиков. Анкета анонимна, поэтому не ставь свою фамилию. Просьба быть максимально точным, откровенным и честным. Нужные ответы обведи кружком, подчеркни, впиши.
1. Место учёбы, класс, курс, № группы________________
2. Твой возраст__________
3. Твой пол: а) мужской; б) женский
4. Ты живёшь в городе________________а) дома с родителями; б) в общежитии; в) снимаю жильё
5. Приходилось ли тебе (да/ нет):
• курить
• пить алкоголь
• пробовать наркотики (если да, то какие?)____________________________________________
6. Как ты относишься к ребятам, которые употребляют наркотики время от времени?
• осуждаю
• сочувствую
• мне всё равно
• не знаю
7. Есть ли среди твоих друзей (знакомых) лица, которые употребляют наркотики?________________________________(да / нет)
8. Как бы ты поступил, если бы тебе предложили попробовать наркотик?
• отказался бы наотрез
• согласился бы
• смотря по ситуации
• смотря какой наркотик
16
9. Если из твоих друзей кто-то начнёт употреблять наркотики, сможешь ли ты помочь отказаться от наркотиков?
• да
• нет
• не знаю
• не буду этого делать
10. как ты думаешь, есть ли среди учащихся нашего учреждения люди, употребляющие наркотики? (да /нет)___________________
11. Как ты думаешь, нужно ли в нашем учреждении проводить программу по профилактике наркозависимости? (да /нет / не знаю)____________________
Спасибо!
Итак, можно сформулировать следующие задачи организации профилактики употребления наркотиков в школах:
1.Организация и проведение превентивных образовательных программ, направленных на снижение интереса к наркотикам и формирование форм активной психологической защиты (противодействия) вовлечению в их употребление.
2.Подготовка групп специалистов, способных реализовывать эти программы, из числа школьных психологов, педагогов, социальных работников.
3.Организация раннего выявления случаев употребления наркотиков с целью оказания помощи, что включает в себя:
а) просветительскую работу с родителями и работниками школы;
б) определение «групп риска» и профилактическую работу с ними совместно с родителями, правоохранительными органами и органами социальной защиты.
Для преодоления проблемы наркоманий необходимо взаимопонимание и сотрудничество, прежде всего родителей и специалистов, работающих с детьми, подростками, молодёжью. Важно, чтобы они ориентировались в признаках потребления наркотических и одурманивающих веществ, имели достаточный уровень «наркологической грамотности». Установление первичного доверительного контакта с потребителями – наркоманами и токсикоманами, помощь в принятии решения о лечении – вот задачи работающих и живущих рядом с ними.
Сегодня нам нужно как можно скорее выявить всех тех, кому мы можем и должны помочь. Тогда мы им поможем.
17
Заключение
Анализируя обстановку в области профилактики наркомании в России, следует сказать, что первичной профилактикой наркомании преимущественно занимается система образования, в основном образовательные учреждения среднего звена – школы, профессиональные училища, менее активно – колледжи, лицеи и вузы. Введены новые учебные программы («Основы безопасности жизнедеятельности», «Валеология»), косвенным образом ориентированные на профилактику наркомании. Единой государственной программы нет, следовательно, существующие профилактические мероприятия фактически соответствуют образовательной и медицинским моделям профилактики. В некоторых регионах отмечаются попытки локального внедрения авторских адаптированных психосоциальных моделей (Москва, Санкт-Петербург, Калининградская область, Ямало-Ненецкий автономный округ и др.)
Необходимо добавить, что до сих пор не создана система целенаправленной подготовки кадров для работы с детьми молодёжью, имеющими проблемы с употреблением наркотических средств и одурманивающих веществ. Большинство педагогических работников образовательных учреждений признают свою неосведомлённость в области предупреждения злоупотребления психоактивных веществ детьми и молодёжью. В системе повышения квалификации педагогических кадров и иных работников социальной сферы представлено минимальное количество курсов, ориентированных на профилактику наркозависимости у детей и молодёжи.
В связи с этим одним из важнейших аспектов антинаркотической профилактической работы в системе образования является включение в программу образовательных учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку, повышение квалификации специалистов, работающих с детьми и молодёжью, вопросов профилактики злоупотребление психоактивных веществ.
Наркомания – это не личное дело каждого. В результате наркотизации у потребителя возникают серьёзные проблемы со здоровьем, он легко заболевает тяжелейшими инфекционными заболеваниями – (гепатиты, ВИЧ-инфекция и СПИД, венерические болезни), и столь же легко их распространяет. Потребители наркотиков или больные наркоманией втягиваются в криминальную деятельность. Находясь в состоянии наркотического опьянения, особенно, если управляют транспортом или имеют доступ к оружию, они представляют серьёзную опасность для здоровья и жизни окружающих. Практически невозможно сочетать учёбу или работу с употреблением наркотиков. Ко всему прочему, наркоманы разрушают и деструктурируют семьи, они не могут выполнять свой долг перед обществом или защищать интересы государства. Тем самым они становятся обузой для семьи и общества, потенциально наркоман всегда опасен. Лица, злоупотребляющие наркотиками, должны знать, что им придётся смириться с отступлениями от «правила неприкосновенности», так как, в конечном счете, речь идёт о том, что закон, мораль, общечеловеческие ценности имеют приоритет и должны господствовать в демократическом обществе.
Поэтому, чтобы обеспечить активную профилактическую работу, остановить
18
эпидемию наркомании, оказать лечебно-реабилитационную помощь потребителям
наркотиков и больным наркоманией, требуется совершенствовать законодательство и обеспечить вмешательство на всех уровнях так называемой наркотической пирамиды. Прежде всего, должна быть введена административная ответственность за употребление наркотиков, обеспечена возможность оперативного обследования лиц, подозреваемых в употреблении наркотических средств, расширены правовые основы для профилактической работы и реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами. Совместно с МВД России, Минздравом России, Минтрудом России, иными заинтересованными министерствами и ведомствами должны быть определены формы межведомственного взаимодействия в вопросах выявления, взаимного информирования и учёта обучающихся и студентов, злоупотребляющих психоактивными веществами, пресечения распространения наркотических средств, психотропных и иных одурманивающих веществ в образовательных учреждениях.
Специалисты убеждены, что профилактика наркомании будет эффективной, если:
- детям и взрослым будет предоставлена объективная информация о наркотиках, их воздействии на человека и последствиях применения;
- поток информации, её источники будут строиться с учётом возрастных и индивидуальных особенностей человека;
- осознание сущности наркомании будет идти параллельно с формированием устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим веществам и умения общаться с другими, правильно организовывать своё время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами;
- человек станет активным противником наркотиков, приобретёт опыт решения своих проблем без их помощи, научится бороться с наркотическими увлечениями близких и друзей;
- в борьбе с наркотиком ребёнок, родители, педагоги, специалисты будут едины;
- но главное, если мы будем помогать человеку отказаться (или захотеть отказаться) от наркотика самому.
19
Список литературы:
1. Гейдаров К. М., Гейдарова Л. Я. Наркомания:социальная болезнь // Биология в школе. Издательство «Школа-Пресс», 2/2006, с. 60 -63
2. Генкова Л. Л., Славков Н. Б. Почему это опасно // Перевод с болгарского – М: Просвещение, 1989, с.3
3. Железнякова Н. В. Суд над наркоманией // Читаем, учимся, играем. Издательство «Либерея – Библиопринт», 10/2007, с.106 -108
4. Носова Е. В. Предупреждение употребления психоактивных веществ подростками // Биология в школе. Издательство «Школа-Пресс», 1/2009, с.49-52
5. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами // Сборник методических материалов. Издательство «АПКиПРО», 2002, с.13 - 25
6. Солодова И. Е. Я и здоровый образ жизни // Биология в школе. Издательство «Школа-Пресс», 4/2008, с. 52-57
7. Школа без наркотиков: Книга для педагогов и родителей // Под научн. Ред. Шипициной Л. М. и Казаковой Е. И. СПБ,: Издательство «Образование – Культура», 2002, с. 5 - 12