Тема «Что выражает музыка»
Цель: учить детей чувствовать настроение через восприятие музыки, пение, движение. Формировать творческие проявления во всех видах музыкальной деятельности.
Образовательные задачи: учить высказываться о музыке, используя разнообразные определения. Учить петь выразительно, передавая характер песни.
Развивающие задачи: развивать способность эмоционально откликаться на музыку контрастного характера. Развивать воображение, творческую фантазию.
Воспитательные задачи: поощрять самостоятельность при выборе способов действия для передачи образа игривого котёнка. Воспитывать бережное отношение к живой природе, чувство сопереживания и заботы.
Оборудование:
музыкальный центр
диск с СД фонограммой
синтезатор
мультимедийный проектор
экран
компьютер
свирели
цветные карандаши
Музыкальный материал: А.Гречанинов «Котик заболел» - пьеса
А.Гречанинов «Котик выздоровел» - пьеса
Шаинский «Вместе весело шагать» - песня
«Зверобика» - песня
Русская народная песня «У кота-воркота»
Музыка и слова А.Мошколвича «Кошкина мама»
Зрительный ряд: картины леса утром и вечером, фотография кошки, презентация
Ход урока
1. Организационный момент. Музыкальное приветствие. Установка на урок.
Скажите, ребята, с каким настроением вы пришли на урок? Надеюсь, оно хорошее, а может быть, даже весёлое. Как вы думаете, может ли музыка передавать настроение.
Цель нашего урока узнать, что выражает музыка. Сегодня утром я получила одно приглашение. Оно для вас. Давайте его прочитаем.
Слайд №1 с телеграммой.
Текст: Дорогие мои друзья! Я приглашаю вас в гости к себе и моим верным друзьям: деревьям, птицам, зверюшкам, насекомым. Вам предстоит ответить на главный вопрос, что выражает музыка. Возьмите в дорогу хорошее настроение и свои знания. Путешествие в лес начинается. Желаю удачи! Лесовичок.
У: Раз нам нужно взять с собой весёлое настроение, то и звучать в начале нашего урока должна весёлая, радостная песня. В путь, дорогие друзья!
Песня – импровизация «Вместе весело шагать»
2. Актуализация новых знаний
Слайд №2 с изображением леса.
У.: Ой, ребята, куда это мы попали? Какой красивый лес. Внимательно присмотримся и постараемся понять, какое настроение царит вокруг (Дети смотрят на иллюстрацию и называют варианты ответов)
Давайте тихо-тихо посидим и прислушаемся к природе. У каждого цветочка, у каждого листочка, у каждой веточки есть своя неповторимая песенка.
Игра: «Догадайся, кто поёт»
(Учитель играет музыкальные отрывки, дети определяют, чья это песенка: медведь, дождик, соловей, петушок, кукушка, заяц, дятел).
Какое настроение у всех певцов?
Ребята, а это кто поёт? (учитель наигрывает жалобное мяуканье)
Сейчас мы с вами прослушаем музыкальное произведение и попытаемся понять, что же произошло с котёнком, что он хочет нам рассказать.
Слушание пьесы А.Гречанинова «Котик заболел»
Что нам рассказала музыка?
Какое настроение у этой музыки?
Как бы вы назвали это произведение?
Это произведение называется «Котик заболел» может у котика болит животик, давайте его пожалеем. (Дети выполняют)
Ребята, вы такие добрые, что киске, наверно, стало лучше. Я предлагаю послушать, что нам расскажет об этом музыка.
Слушание пьесы А.Гречанинова «Котик выздоровел»
Сейчас вы будете работать группами. Перед вами карты- настроения. Выберете то настроение, которое подходит к нашей музыке
Учитель раздаёт карты-настроения и высвечивает их на экране Слайд №3
Обсуждение ответов
О чём нам рассказала музыка? (Котик выздоровел)
3. Отработка знаний, умений, навыков.
У: Наш котёнок приглашает вас поиграть. Но сначала вспомним, как котята любят играть? (ответы детей)
Я предлагаю поиграть в музыкальные загадки. Каждая группа загадает загадку. Одна группа будет показывать, что котёнок любит делать, другая отгадывать и наоборот.
( Под музыку Ломовой «Котёнок играет» дети загадывают загадки).
Мы с вами знаем замечательную песню-импровизацию. Предлагаю исполнить её и показать друзей котёнка в лесу.
Исполнение песни «Зверобика»
Ребята, посмотрите, кто к нам присоединился (Слайд №4 – изображение мамы-кошки)
Сегодня мы познакомимся с новой песней. Мы её ещё ни разу не слышали. Перед вами слова этой песни (Слайд№5 – слова песни «Кошкина мама»)
Прочитаем внимательно слова этой песни. О чём она?
Какое настроение выражают слова? С одинаковым настроением нужно петь эту песню?
Прослушайте внимательно. Песню «Кошкина мама»
Работа в группах. 1 группа вбирает карточки настроения для 1 куплета, 2 для второго.
Обсуждение ответов.
Исполнение припева вместе с учителем с соблюдением характера.
Учитель играет звуки. Что это (звёздочки). Слайд №6 с изображением вечера.
Наступил вечер. Наш котёнок устал. Предлагаю исполнить ему колыбельную песенку. С каким настроением нужно исполнять колыбельную?
Игра «Красивые слова»
А исполним мы её на свирелях. Русская народная песня «У кота-воркота»
Вспомним правила игры.
Играть вместе
Игра группами
Игра под аккомпанемент.
Вот мы и уложили котёнка спать. Нам пора возвращаться. Что же выражает музыка. С каким настроением вы возвращаетесь домой.
4. Рефлексия. Перед вами пустые кары-настроения. Мне очень хочется, чтобы вы поделились со мной, какое настроение у вас после прогулки в лес.
Дети заполняют карты-настроения.
Что мы узнали. Что выражает музыка.
Слайд №7 – срочное послание. «Друзья! Я надеюсь, что вам запомнится эта прогулка. А за ваши знания посылаю вам подарок из леса. Жду новых встреч. До свидания»