Цель: помочь обучающимся осознать взаимосвязь содержания и формы через синтез искусств.
Образовательные задачи: формировать умение вести беседу о произведениях искусства, учить замечать ключевые моменты в композиции в соответствии с поставленной учебной задачей.
Развивающие задачи: развивать познавательные и творческие способности обучающихся через синтез искусств, активизировать словарный запас обучающихся, развивать интерес к поэтической стороне родного языка, формировать эмоционально-эстетическое восприятие.
Воспитательные задачи: прививать интерес к культурному наследию России.
Техническое оснащение: музыкальный центр, мультимедийный проектор, компьютер, синтезатор
Литературный материал: стихотворение Тютчева «Весенние воды»
Зрительный ряд: презентация ученицы 6 класса на тему «Романс»
Музыкальный материал: «Весенние воды» С.В.Рахманинова;, «Малиновый звон», музыка А.Морозова, слова А.Поперечного. Фрагменты произведений С.В.Рахманинова
Ход урока.
1. Организационный момент. Учитель объявляет тему и цель урока.
Эпиграф:
Уч. Не найти гениальней и проще
Ритмов тех, что впитала капель,
Соловей, растревоженный в роще,
Пастуха зоревая свирель…
Всё впитается в чуткую душу
И вернётся мелодией вдруг,
Я прошу тебя, друг, ты послушай
Звуки милой природы вокруг.
2. Мобилизующее начало урока
Дорогие ребята. Сегодня мы опять окунёмся в мир музыки. И начнём мы с произведений композитора, музыку которого вы встречали на уроках довольно часто. Определить его имя вам помогут фрагменты, которые сейчас прозвучат.
Звучат фрагменты произведений:
1. «Итальянская полька»
2. «Концерт №3 для фортепиано с оркестром» - фрагмент
3. «Вокализ» - фрагмент
4. «Концерт №2 для фортепиано с оркестром» - фрагмент
Вы узнали этого композитора? Какие прозвучали произведения? Почему именно в этом порядке они прозвучали?
(Ответы детей)
2. Актуализация новых знаний и умений.
У.: Сергей Васильевич Рахманинов. Романсы Рахманинова по своей популярности соперничают с его фортепианными произведениями. Рахманиновым написано около 80 романсов.
Большинство сочинено на стихи русских поэтов лириков второй половины 19 века и рубежа 20 века (Пушкина, Кольцова и др.)
Обращаясь зачастую к стихотворениям невысокого достоинства, Рахманинов прочитывал их по-своему и в музыкальном воплощении придавал им новый, неизмеримо более глубокий смысл. Романс он трактовал как область выражения преимущественно лирических чувств и настроений. Совершенно особое место в вокальной лирике Рахманинова занимает гениальный «Вокализ» (фрагмент мы сегодня уже слушали в начале урока). Вспомните, пожалуйста, когда было написано произведение и кому посвящено? ( Написано в 1915г, посвящено великой русской певице А.Неждановой).
В романсах Рахманинова образы природы привлекаются не только для выражения тихих созерцательных настроений.
Порой они помогают воплотить бурные, страстные чувства. В таком стиле написан Рахманиновым романс «Весенние воды» (слова Ф.Тютчева).Сегодня прозвучит этот романс «Весенние воды» на стихи Ф.Тютчева.
Русскую природу С.В.Рахманинов воспевал (как и П.И.Чайковский) во многих своих произведениях. Природа в музыке Рахманинова почти всегда тихая, спокойная, нежно-певучая.
Сейчас я прочитаю вам стихи Тютчева. Послушайте и представьте себя композитором. Какой должна быть музыка по характеру, в какой музыкальной форме написана, чтобы выразить содержание стихотворения?
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…
Они гласят во все концы:
«Весна идёт! Весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!»
И тихих, тёплых, майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.
Рассуждения детей. ( Характер музыки радостный, торжествующий, восторженный, форма – одночастная, возможна изобразительность в аккомпанементе, чтобы создать образ маленьких ручейков)
Какой жанр вы бы избрали – песню или романс? Почему?
Презентация определения – романс.
Послушайте романс «Весенние воды». Проследите за вокальной линией романса.
Слушание романса «Весенние воды» и анализ.
Вопросы для обсуждения.
1. Сбылись ли ваши прогнозы по произведению?
2. Какие интонации господствуют в мелодии романса?
(Вокальная линия состоит из непрерывно видоизменяющихся, почти всё новых и новых интонаций)
3. Сопровождение к романсу носит ярко выраженный изобразительный характер. Ощущение каких образов оно создаёт?
4. Какую роль играет партия фортепианного аккомпанемента?
5. Какой музыкальный образ рождают бурно взлетающие пассажи?
6. На какие слова приходится кульминация романса?
Романс одинаково прекрасно звучит в исполнении мужского, женского и детского хора. Сейчас вы можете в этом убедиться. Романс прозвучит в исполнении детского хора.
Слушание романса «Весенние воды» в исполнении детского хора.
Понравилось ли вам это произведение. Какие чувства оно у вас вызвало? Что воспевает этот романс? Какие краски вы выбрали бы, чтобы изобразить прослушанное.
Сейчас вы услышите совсем другой «Романс». Написал его композитор Г. Свиридов. В этом романсе нет ни единого слова. Прослушайте его и попытайтесь понять, о чём он?
Слушание «Романса»
Какие картины вы представили себе, слушая это произведение?
Представить истинный источник произведения.
Назовите средства музыкальной выразительности.
Самостоятельная работа. Сравните романс Рахманинова и «Романс» Свиридова. В чём их сходство и отличие? Что объединяет музыку этих двух композиторов?
Уч. Сам С.В.Рахманинов говорил: «Самое высокое качество всего искусства – это его искренность»
Песня, которую мы сейчас споём, посвящена родной земле, красоте русской природы, нашей любви к Родине. Написали её композитор А. Морозов и поэт А. Поперечный. Называется она «Малиновый звон».
Исполнение песни «Малиновый звон»
Чем тронула вас эта песня? Может ли она толкнуть нас на какие-либо открытия?
Известный скульптор Конёнков говорил: «… Сколько задушевных русских песен знали наши деревенские девушки! Песни про горе и радость… Всё это хватало за сердце, вдохновляло во славу родного народа. Я никогда не стал бы художником, если бы с детства не полюбил музыку».
Так в чём же красота музыки? Какое из произведений, прозвучавших сегодня, вам понравилось больше всего и почему?
Что нового вы узнали и запомнили?
Любой композитор передаёт радость жизни – и музыка льётся бесконечной широкой мелодией. Она рассказывает о тех минутах, когда человек радуется красоте русской природы, радуется любви, и музыка бурлит стремительным весенним потоком.
МОУ «Семёновская средняя общеобразовательная школа»
Открытый урок по музыке
в 6 классе
по теме:
«Единство содержания и формы – красота музыки»
Учитель: Чернова Наталья Александровна
13.04 2009г.