Музыка
2-4 классы
Пояснительная записка
Программа по предмету «Музыка» для 2-4 классов общеобразовательных учреждений составлена в соответствии со стандартами второго поколения, примерными программами начального общего образования и основными положениями художественно-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского.
Содержание обучения ориентировано на стратегию целенаправленной организации и планомерного формирования музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию школьника. Предмет «Музыка», как и другие предметы начальной школы, развивая умение учиться, призван формировать у ребёнка современную картину мира.
Цель массового музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.
Задачи музыкального образования младших школьников формулируются на основе целевой установки:
• воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
• развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства.
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков, сочинений современных композиторов. Приоритетным в данной программе является введение ребёнка в мир музыки через интонации, темы и образы русской культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связи с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире.
Через опыт общения с музыкой, с конкретным музыкальным произведением у детей формируется опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к музыке и жизни. Осваиваются основные сферы музыкального искусства, виды музыкальной деятельности( исполнение, сочинение, слушание), интонация как носитель образного смысла музыкального произведения, принципы развития музыки, жанры музыки.
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д.Б.Кабалевского: это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Основными методическими принципами программы являются увлечённость, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, тождество и контраст, интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.
Освоение музыкального материала, включённого в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус, потребность общения с высокохудожественной музыкой в современных условиях.
Виды музыкальной деятельности на уроках по данной программе разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят:
- хоровое, ансамблевое и сольное пение;
- пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения;
- игра на музыкальных инструментах;
- инсценирование песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера;
- освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Урок музыки в данной программе трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребёнка вечные темы искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества.
Цель, задачи и содержание данной программы отражают следующие методы музыкального обучения:
• художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
• интонационно-стилевого постижения музыки;
• Эмоциональной драматургии;
• Концентричности организации музыкального материала;
• Забегания вперёд и возвращения к пройденному материалу;
• Создания композиций;
• Игры;
• Художественного контекста.
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года.
В соответствии со стандартами второго поколения оцениванию подлежит опыт эмоционально-ценностного отношения к искусству, знания и умения, проявляющиеся в различных видах музыкально-творческой деятельности.
Результаты освоения программы «Музыка» во 2-4 классах
Предметным результатами изучения музыки являются:
- устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;
- общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства на примере пройденных музыкальных произведений;
- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
Выпускники начальной школы научатся:
• проявлять устойчивый интерес к музыке и музыкальным занятиям;
• выражать своё отношение к музыке в слове, пластике, жесте, мимике;
• выразительно исполнять песни, владея певческими умениями и навыками;
• петь а капелла; общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных художественных образов;
• разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх – драматизациях;
• знать песенный репертуар класса, участвовать в концертном исполнении;
• эмоционально откликаться на музыку разного характера с помощью простых движений; создавать пластические этюды; владеть навыками «свободного дирижирования»;
• участвовать в драматизации пьес программного характера, в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкальных спектаклей;
• владеть навыками элементарного музицирования на детских инструментах;
• понимать элементы музыкальной грамоты как средства осознания музыкальной речи;
• эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной;
• понимать содержание, интонационно-образный смысл простейших произведений и произведений более сложных жанров;
• высказывать личные впечатления от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
• анализировать содержание, форму, музыкальный язык произведений разных жанров;
• импровизировать;
• знать ведущих музыкантов-исполнителей и исполнительские коллективы;
• иметь представления о музыке разных народов, стилей, композиторов;
• выявлять характерные особенности русской музыки в сопоставлении с музыкой других народов и стран;
• понимать особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
• испытывать потребность в общении с музыкой, искусством вне школы, в семье;
Личностными результатами изучения музыки являются:
- развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного или индивидуального музицирования;
-позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.